Интересное        20 февраля 2016        1761         0

Древние традиции и обычаи в бане

Замечательные целительные свойства банных процедур известны издавна. Из оздоровительной и гигиенической процедуры она превратилась в особый традиционный ритуал. Банные обычаи у каждого народа свои, но их объединяет всеобщее стремление людей к животворной энергии воды, которая как в виде пара, в горячем и в холодном состоянии исцеляет душу и тело.

Свадебная баня сопровождалась песнопениями и обязательными обрядовыми ритуалами

Свадебная баня сопровождалась песнопениями и обязательными обрядовыми ритуалами

Самые первые бани создала сама природа. Водоемы, которые подогревались горячими термальными ключами – были и купальней, и парной. В странах, где таких источников не было, пар образовывали тем, что лили воду на раскаленные на огне камни. О благотворном влиянии бани на организм человека знают практически все народы мира.

На Руси вся жизнь человека была связана с баней. В бане человек рождался, в бане искал исцеления и очищения души и тела. По народному поверью, если больному не помогла даже баня, то ему уже ничто не поможет.

Важнейший символ Руси – баня. Баня очищала и возрождала тело и дух, избавляла от всевозможных недугов и болезней. Очень почитаемыми и значимыми для наших предков были обычаи и традиции принятия банных процедур.

А между тем, банные обычаи на Руси появились задолго до славян. Есть свидетельства, что древние скифы, жившие в наших широтах, уже пользовались баней. Они часто устраивали походную баню, которая была очищающей, лечебной процедурой и просто удовольствием и пополнением жизненных сил. Шалаш покрывали войлоком, а внутрь помещали сосуд с раскаленными камнями. Когда скифы кидали на камни конопляное семя, поднимался душистый пар. Человек, который находился внутри шалаша, под воздействием жара не только потел, но и вдыхал целебные пары. Геродот, описывая баню скифов, отмечал, что никакая эллинская баня не сравнится с ней, принимая банные процедуры, скифы просто вопят от удовольствия. Кроме этого скифские женщины специально для бани готовили специальную пасту из растертой коры и хвои кедра, кипариса и других целебных растений. В смесь подливали воду и натирали ею все тело. После смывания тело становилось очень чистым, блестящим и хорошо пахнущим.

Летописец Нестор – монах Киево-Печерского монастыря в «Повести временных лет» (945 год), описывает путешествие апостола Андрея в землю славян. Проповедуя Слово Божье в Киеве, он продолжил свой путь вверх по реке и дошел до северных земель, где сейчас находится Новгород. В тех краях его просто поразило то, что люди парились в избах, хлестали себя вениками и голыми выбегали на мороз и окунались в снегу, или проруби. По возвращении в Рим с толпой странников апостол Андрей рассказывал: «Видел бани деревянные, и как нажарят их румяно, от одежд освободятся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят холодной водой и морозом тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье».

Перед свадьбой подруги парят невесту в бане

Перед свадьбой подруги парят невесту в бане

Византийский историк Прокопий Кесарийский пишет, что баня сопровождает всю жизнь древних славян: здесь их омывают при рождении, перед свадьбой и после смерти.

Читайте также:  Где применяется базальтовая кладочная сетка?

Банные обычаи древних славян связаны с духовностью нации. Славяне верили, что и рождение, и смерть – нарушают невидимые границы между мирами живых и умерших. Такой таинственный, мистический и опасный процесс не должен происходить в жилище человека. Поэтому рожениц у славян, на время родов и еще несколько дней после родов, переселяли в хорошо протопленную баню. После того, как младенец появлялся на свет, глава семьи торжественно выносил новорожденного из бани. Он должен быть представлен всем Божествам Мира и всем Стихиям, ведь он отдавался под их покровительство.

Наиболее почитаемыми и могущественными были: бог Солнца и Огня и богиня Воды и Дождя. Эти силы в виде жара и воды соединялись и удваивались в бане, славяне во время принятия банных процедур, перенимали часть их силы и могущества.

Никакую баню нельзя сравнить с баней русской, она гораздо сильнее воздействует на человека. Слава о ней распространилась по миру. Иностранные путешественники считали ее одной из главных составляющих русской экзотики. Образ русского человека был связан с любовью к парной бане. Иностранцев поражало невиданное здоровье и закаленность русских.

Банник показывается в виде лохматого старика

Банник показывается в виде лохматого старика

Член Петербургской Императорской Академии Вильям Тук отмечал, что среди русских распространено всего несколько болезней. Женщины рожают в банях, и роды проходят легко, и по сравнению с другими странами, количество мертворожденных детей ничтожно малое. Также он говорил о том, что от болезней у русских лишь несколько снадобий, и то вместо них они употребляют баню. Он считал, что только благодаря бане русские имеют исключительное здоровье и долголетие.

Банные традиции

Бани на Руси были неотъемлемой частью жизни людей. Никакое важное событие в жизни человека не обходилось без бани. Поэтому и сложились особые банные традиции и обряды. Баню почитали, уважали и любили. Туда шли, чтобы освободится от всего, что нарушает целостность тела и души, используя целебную силу жара и воды. В баню ходили каждую неделю, перед праздниками, перед венчанием и после свадьбы, в бане рождались и уходили из жизни.

Банные традиции предписывают, что перед свадьбой подруги невесты обязательно должны парить ее в бане. А на второй день после свадьбы отправляли в баню париться молодых, чтобы обеспечить им счастливую жизнь и многочисленное потомство. Вся свадебная банная процедура сопровождалась песнопениями и прочими обязательными традиционными обрядовыми ритуалами. С банным духом связан обрядовый хлеб, которым благословляют молодых. Название его говорит само за себя – «банник». Столовые приборы, мясо курицы и соль зашивают в скатерть и отдают на хранение свахе. На второй день это угощенье отдается молодым, они едят его без присутствия посторонних, после посещения бани.

По народным поверьям банник приглашает к себе попариться чертей

По народным поверьям банник приглашает к себе попариться чертей

Также бани натапливались в случае болезни. Баня излечивает практически все болезни, поэтому все хвори и недомогания люди лечили в ней и восстанавливали жизненные силы.

У каждой бани есть своя духовная сущность, банный домовой, хранитель и хозяин бани. Он строго следит за соблюдением правил поведения в бане. Нарушивших правила нещадно карает, а для соблюдающих его законы становится лекарем и духом-охранителем, оберегает от несчастий и берет под свою защиту. На Руси его звали банник, лазьник, баенник, байношко.

Читайте также:  Что такое виртуальный VPS сервер

Все стараются расположить к себе банника, приносят ему угощение – ржаной хлеб с солью. Просят разрешения принять банные процедуры, а после них благодарят. Когда выстраивали баню, преподносили банному духу подарок, черную курицу, которую приносили в жертву и закапывали под порогом бани.

Баня была самым удобным местом для гадания

Баня была самым удобным местом для гадания

Считалось, кто вышел из бани обновленным, тот угодил хозяину бани. А кто вышел вялым, с больной головой – что-то да сделал не так, как положено. О болезни, неизвестно откуда взявшейся говорят: «Из бани вынес». Банник показывается крайне редко в виде лохматого старика. Он обожает тепло, поэтому живет за печкой, а когда сердится, прячется под полок. Он невидим благодаря шапке-невидимке.

Банник всегда давал защиту роженицам. Мать и дитя охранял банный дух, но все же, ее никогда не оставляли одну, боясь подмены ребенка.

По народным поверьям банник приглашает к себе попариться леших, домовых, овинников, как правило, их именовали одним словом «черти».

Знатным лекарем считался «банник», все верили, что не только жар и пар помогает, но и способности банного духа. Также домовой бани всегда принимал участие в Святочных гаданиях. В народе верили, что он может предсказывать судьбу. А баня с ее духами была самым удобным местом для гаданий, в ней также обучали колдовству и приворотам.

Девушки на Святки гадали в бане на суженого. Брали землю из-под девяти столбов, бросали на печку и приговаривали: «Банничек, девятиугольничек, скажи за кем замужем быть?». Ночью в полночь подходили к открытым дверям бани, заворачивали подол платья на голову и приговаривали: «Мужик богатый, хлопни по заду рукой мохнатой», и ждали прикосновения. Если банник касался голой рукой – будет бедный жених, если мохнатой – богатый, мокрой – будет пьяницей, а не дотронется – жениха не жди.

В банях незамужние девицы могли делать приворот на жениха. Брали хворостину от веника, клали на порог, для того, чтобы ее переступил суженый. После, на самом высоком месте в парной привязывали ее. По поверьям, после того, как хворостина высохнет – жених будет сохнуть по девушке.

Также девушки гадали с помощью зеркала. Ставили одну девицу в центр круга, вокруг нее очерчивали магический круг и призывали чертей и поочередно смотрели в зеркало. И ждали, когда черти покажут суженого. Такие гадания были чрезвычайно опасными, «нечистая сила» часто покидала очерченный круг и губила девушек.

В определенные дни в году, которые определяли по церковному календарю: накануне Пасхи, в понедельник Фоминой недели, Дмитрову субботу баню готовили для недавно умерших родственников и всех предков. Пекли обрядовый хлеб, приносили чистое белье и все, что необходимо для бани, звали попариться предков и с поклоном уходили. Также топили баню на сороковой день после смерти хозяйки или хозяина.

Читайте также:  Как работают сварочные агрегаты?

Традиционно на Руси использовались три разновидности бани: по-черному, по-белому, а также баня в русской печи. Самая древняя баня по-черному. Стены ее были закопчены из-за отсутствия дымохода, отсюда и название. Она представляла собой бревенчатую избу, очень маленькую, с низким потолком. Крюки для одежды и лавки для отдыха обустраивались в предбаннике. В парной в углу имелась дровяная печь, над которой располагалось маленькое окошко и полок. Когда топили баню, дым заполнял парную и выходил в открытое окно. После того, как дрова сгорали, а весь угар выветривался, окно закрывали мокрым веником, обтирали потолок и стены от излишней копоти. Плескали на камни воду и получали отменный жар. Теперь можно париться, лежа на полке, хлестать себя веником, делая несколько заходов в парную, а в перерывах выходить на свежий воздух, окунаться в снег или воду. Мылись тоже в бане, в лохани или поливая на себя из ковша. Банька по-черному была самой распространенной на Руси, так как строилась очень легко, за считанные дни. Банька по-черному оказывает на организм человека более сильное воздействие, чем другие виды бань, температура в ней выше и жар держится дольше.

Гораздо позднее появилась банька по-белому. В ней имелся дымоход и более совершенное устройство печи. Дым уже не попадал в помещение, а выходил наружу через печную трубу. Заслонку в печи закрывали после того, как прогорали угли, и приступали к банной процедуре. На раскаленные камни плескали воду, травяные настои, квас. А дальше все, как и в баньке по-черному.

Также была распространена баня в печи. Устья печей в то время имели очень широкие своды. После приготовления еды, прогоревшие угли полностью выгребались, стены обтирались от излишней копоти и сажи, и парная была готова. Человеку помогали забраться внутрь с помощью широкой деревянной лопаты, подавали ему лоханку с водой и веник, и закрывали заслонку. Плеснув водой на стены, получали хороший жар. Вместо мыла использовали разведенную золу – щелок.

В банях на полках настилали обданные кипятком ароматные травы: мяту, чабрец, шалфей, листья черной смородины, донник, лапник ели и многие другие. На лавках лежали заготовленные веники, стояли тазы со щелоком, большие туеса, наполненные подогретым на мяте квасом, лохани с чистой водой.

В бане в качестве напитка был популярен квас. Наши предки были очень искусны в приготовлении этого напитка. Квас готовился на основе ягод и фруктов, с добавлением разных трав и меда. За время пребывания в бане выпивались целые жбаны кваса. Очень любили наши предки парной квас – ядреный и шипучий.

Заключение!

Банная процедура – это священнодействие, давняя банная традиция и магический ритуал. Это животворящий комплекс, где из Воды, Огня, Дерева и Камня происходит творение жизненной энергии. Силы этих стихий, взаимодействуя, создают гармоничную среду, именуемую Ладом. Поэтому так велика любовь человека к Бане!

В России до сих пор баня – это не просто процесс мытья и очищения, а целый культ со своими традициями и правилами.

Добавить комментарий